Корзина
Пока пусто
 
Новости

Все новости
 

Правила, которые стоит соблюдать при выборе и эксплуатации тормозных колодок.

  • Перед наступлением зимы неплохо бы проверить состояние тормозных колодок, дисков и барабанов. От характера их износа зависит, насколько эффективно и без заносов будет замедляться автомобиль на обледенелой и заснеженной дороге.

старые колодки
Фразу «Эти тормозные колодки не берите, они вам диск запилят…» – можно услышать от продавца, автослесаря или друга-автолюбителя. Как ни крути, рекомендации от знакомых или специалистов мы выслушиваем чаще, чем знакомимся с информацией производителей деталей тормозных систем. А что, если советчики ошибаются и за безапелляционным суждением стоит не опыт, а техническая безграмотность или того хуже – личная выгода?

Тормозной диск стоит недешево, поэтому хочется, чтобы он служил долго. Понятно, что автомобиль останавливается благодаря трению колодок о диск, но лучше менять их как можно реже. Теоретически, хорошая тормозная колодка должна эффективно замедлять машину и при этом не изнашивать диск. Но, к сожалению, ничего вечного нет и быть не может.



Это подтверждают и производители деталей тормозных систем. Для эффективной работы тормозные колодки должны иметь стабильные фрикционные свойства, а характеристики пары трения колодка – диск быть сбалансированными. Этого наиболее реально достичь при использовании деталей одной марки (производителя).

Все известные изготовители тормозных систем и узлов к ним имеют сертификаты соответствия, выданные испытательным органом той страны, где предприятие реализует продукцию (НАМИ, Россия; TUV, Германия и т. д.). В нашей стране, как и в других европейских государствах, тормозные колодки должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН R90 и R13. Сертификат, выданный в Украине, подтверждает соответствие характеристик испытанных образцов требованиям Государственных стандартов Украины UN/ECE R 13.07.08-2002, 13-09-2002 и 90-01-2002. Согласно данным стандартам фрикционные свойства тормозных колодок должны находиться в пределах ±15% от значений, утвержденных автопроизводителем. В рамках этого допуска коэффициент трения колодок разных марок может варьироваться от 0,3 до 0,5. Если данный показатель низкий, диск будет изнашиваться меньше, однако при этом пострадают тормозные свойства – в экстремальной ситуации тормозной путь окажется большим.



Многие пытаются определять свойства фрикционного материала по внешнему виду или запаху колодки, царапая ее ногтем или гвоздем. Это ошибочно. Например, считается, что при наличии меди колодки будут «мягкими». Да, медь выполняет роль «смягчителя» трения. Но сегодня существует множество различных добавок, более эффективно справляющихся с этой задачей. Зачастую красноватые вкрапления меди в колодках выполняют исключительно декоративную функцию. И это скорее дань сложившимся у автовладельцев стереотипам, нежели действительно функциональная необходимость.

На срок службы тормозных колодок и диска влияет также степень профессионализма мастера, который обслуживает машину. Стремление автовладельца выполнить все работы самостоятельно часто приводит к негативным последствиям. Стоит рассказать об одном смешном случае. Владелец авто обратился с претензией в магазин, где приобрел комплект тормозных колодок. Суть претензии – колодки плохо замедляют авто и издают неприятный писк. В ходе демонтажа было обнаружено, что они установлены опорной пластиной к тормозному диску! Можете представить, что с ним случилось?

Очень часто тормозные колодки используются некомплектно и не по назначению. Желая сэкономить, меняют на одной оси машины не четыре, как положено, а только две колодки. В результате автомобиль при торможении начинает уводить в сторону. А все потому, что установленные детали имеют разные фрикционные свойства. «Народные умельцы» умудряются даже обтачивать «жигулевские» колодки под суппорт иномарок. А ведь фрикционная смесь рассчитана на вес и скоростные характеристики «Жигулей». В итоге – недостаточная эффективность торможения или «съеденный» диск.



Еще одна проблема – уменьшение толщины тормозного диска. Если этот размер меньше допустимого, указанного в руководстве по обслуживанию той или иной модели автомобиля, диски подлежат замене. При эксплуатации изношенных дисков не только снижается эффективность торможения, но и возможно их коробление, что приводит к появлению вибраций при замедлении.

В процессе эксплуатации тормозные диски иногда нуждаются в проточке – при образовании буртика, неравномерном износе и при глубоких царапинах на рабочей поверхности. Проточка помогает и в случае несущественного коробления диска.

При замене колодок редко обращают внимание на работоспособность суппорта. Если одна или две колодки из четырех изношены больше, чем остальные, значит, один из поршней суппорта подклинивает. В этом случае автомобиль при торможении обычно уводит в сторону. Новый комплект колодок будет также изнашиваться неравномерно.

Правила, которые стоит соблюдать при выборе и эксплуатации тормозных колодок

  1.  Воздержитесь от покупки тормозных колодок, стоимость которых значительно ниже средней цены на рынках и в автомагазинах. Низкая цена свидетельствует о том, что при производстве колодок в составе фрикционной смеси использовались дешевые составляющие, которые не обеспечат эффективную работу. 
  2.  Остерегайтесь устанавливать на свой автомобиль колодки производителей (торговых марок), название которых мало кому известно. 
  3.  Обращайте внимание на наличие документов, прилагающихся к комплекту. Производитель, который действительно несет ответственность за свою продукцию перед потребителем, снабжает ее инструкцией по установке и эксплуатации, паспортом качества, сертификатами соответствия, гарантией замены при преждевременном выходе из строя (отслоении или растрескивании фрикционного слоя) и т. д. 
  4.  Используя качественные тормозные колодки, приобретайте и качественный диск. Лучше от одного производителя.
  5.  Устанавливайте элементы тормозной системы на СТО, которые специализируются на обслуживании автомобилей конкретной марки и модели. 
  6.  Строго соблюдайте рекомендации автопроизводителя относительно допустимого износа как тормозных колодок, так и дисков. Минимальная толщина фрикционного слоя колодок, как правило, составляет 2-3 мм. 
  7.  Следите за техническим состоянием задних барабанных тормозных механизмов. При торможении на заднюю ось автомобиля приходится 30% нагрузки (на переднюю – 70%). Если задние тормоза не работают, вся нагрузка ложится на передние механизмы, что, естественно, ускоряет их износ.